Познавательный сайт ВСЁ ПРО ЦВЕТ
Добавить в избранное | Сделать стартовой
Посвящаю моим учителям
 
Цвет по-английски: color, colour, по-немецки: Farbe, по-французски: couleur, по-итальянски: colore, по-испански: color (Яндекс.Словари).


www.yandex.ru
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Цвет в философии

Философия цвета

Мы — это то, что мы думаем.
Мы — всё то, что возникает в наших мыслях.
Своими мыслями мы сотворяем мир.
Будда

Все мы в каждом мгновении текущего момента живем благодаря свету и порождающего им цвета и через цвет. Цвет и свет являются фундаментом нашего существования. Они жизненно необходимы для человека.

В качестве подтверждения этому далее будут приведены ряд тезисов, комментарии к ним и примеров, их объясняющих.

1. Через цвет мы воспринимает формы и пространство. На расстоянии, больше длины человеческой руки, — это единственный способ восприятия мира. На расстоянии меньше длины человеческой руки, дающей возможность прикасания, восприятие мира осуществляет и через осязание. Слепые, только ощупывая окружающие их пространство, ориентируются в нем. Мы видим вещи, предметы и явления благодаря воспринимаемой нами форме, создаваемой цветом. Таким образом, мы воспринимаем мир и ориентируемся в нем, познавая его через цвет. Например, мы видим шар Луны в зависимости от освещения в виде диска, полудиска или серпа разной толщины и разного поворота. В зависимости от воспринимаемого оттенка цвета и его площади человек оценивает пространства и ориентируется в нем. Например, движущиеся предметы в тумане днем или движущиеся светящиеся предметы ночью. Особенно ощутимо время при периодичности проявления процесса или события. Например, мерцающие огоньки летающего самолета или огни светофора. По разности во времени между молнией и громом мы оцениваем дальность события небесного разряда.

2. Цвет — более широкое и богатое понятие, чем световое излучение и это расширение создано глазом. Черный цвет является новым качественным понятием света, когда световое излучение ниже порога чувствительности глаза для данного уровня его адаптации. Благодаря адаптации видим ночью иногда утром и — вечером, мерцающие звезды на темном фоне небосклоне, а днем видим только Луну. Белый свет — это равномерный спектр излучения очень узкого интервала длин волн от 380 до 720 нм. Любое нарушения спектра излучения, пропускания или отражения белого света приводит к изменению качества воспринимаемого света не как белый или черный, а как цветной. Цвет света меняется, обогащаясь за счет поглощения части его спектра, взаимного влияния световых излучений разных источников и поверхностей, состояния и возможности глаза и человека в целом.

Преобразуясь в веществах, в пространстве и при восприятии человеком, свет обогащается новыми качествами. Он меняет цвет, оттенки, затемняется до черного или осветляется до белого. Цвет может преобразиться в другой вид излучения, например, люминесценции, перламутровый или металлический цвет. Белый свет посредством разложения в тонких пленках или капельках воды (дождь, роса) засиять во все цвета радуги на небосклоне, паутинке или стебельке былинки.

3. В природе нет черного и белого цветов, есть только серые цвета. Если даже видимый цвет кажется черным или белым, то найдется всегда другой черный или белый, поставленный рядом, который сведет первый тон к темному или светлому серому тону. В природе нет вещей и поверхностей, которые не отражали бы падающий на них свет. Даже сажа отражает до 4% падающего света, хотя кажется черной. Только в случае экранирования можно создать источник черного цвета, если площадь экрана будет достаточно большой при восприятии (зависит от расстояния) и находится на светлом фоне с минимальной светлотой (иначе не сможем выделить поверхность черного цвета), воспринимаемой глазом.

Черное определяется чувствительностью глаза или наличием фона (эталона). Глаз воспринимает как черное любое световое излучение любого цвета ниже порога чувствительности глаза, дающего возможность воспринимать световое излучение как свет, а не как отсутствие светового излучения. Пределы белого света ограничены тоже возможностями глаза. Очень яркие поверхности ослепляют и сводят восприятие света на нет. Входя в темную комнату, в начальные моменты пребывания, пространство для нас исчезает из-за отсутствия видимого света до начала адаптации глаза. Выход из темной комнаты в светлое помещение мы снова теряем пространства из-за ослепления светом.

4. В природе нет бесконечного цвета. Цвет проявляет себя только через вещи, предметы, явления или события, которые всегда ограничены в пространстве или времени. Только отражаясь от поверхностей или проходя через среды, свет становиться видимым. Луч фонарика или фары машины лучше видны (даже их длина и толщина) ночью в тумане.

В природе нет бесконечного цвета

В природе нет бесконечного цвета

Небо голубое, закат красный и всё, что мы видим, окрашено, хотя ночью все кошки черные, если их видно на более светлом или серые — на более темном фоне.

5. Цвет творит мир вещей, событий и явлений, создавая формы в виде ограничения пространства, поверхности и времени. Стоит незаметному для глаза на зеленном листе хамелеону чуточку, на уровне чувствительности глаза, изменить оттенок своего цвета и мы сразу узнаем его и выделяем на поверхности листа. Стоит осветить любым светом по цветовому тону и яркости отдельные предметы или всю комнату и сразу возникает формы и пространство, воспринимаемые человеком. Свет как бы дробиться на отдельные цветовые пятна, создавая формы и пространство. Свет и цвет остаются невидимыми до момента, когда они упираются в предметы и поверхности и, отражаясь от них, делает их видимыми. Очень интересный эффект возникает когда в темной комнате имеется зеркало и мы фонариком светим в зеркало. Передвигая луч света по зеркалу, мы можем последовательно осветить и увидеть все предметы, находящиеся в комнате.

Только для проходящего света (цвета) в случае источника излучения или пропускающей среды свет становится видимым, не создавая формы, а очерчивая лишь пятно на светящей поверхности.

6. В природе нет бесконечного цвета. В живописи, где цвет используется на все 100%, всё наоборот. Имеется бесконечный цвет в виде краски, искусственно созданной человеком. Из бесконечного цвета краски в чистом виде из тюбика, в живописи на холсте художник создает иллюзию пространства, предметов, явлений и событий, через цветные пятна на плоскости. Художник на холсте локализует цвет в пределах пятна, участка холста, создавая иллюзию пространства при сочетании несколько цветных пятен.

Цветные пятна в живописи

Цветные пятна в живописи

Художник творит новое видение мира через иллюзию, создаваемую при помощи бесконечного цвета, выражая себя. Через конечный цвет человек воспринимает мир. Создавая бесконечный цвет и, используя его в качестве средства или материала, человек создает через искусство иллюзию, выражая свое видение мира в виде произведений искусства. В искусстве форма ограничивает цвет, создавая иллюзию другого мира.

Однако краска состоит не только из абстрактного и потенциально бесконечного цвета. В нее входит и материальная ее консистенция, и, именно, в том виде, в котором оперирует художник, создавая или произведения искусства в виде пятен из цвета краски на плоскости в живописи и графике, или пространственные формы из цветного потенциально бесконечного материала в скульптуре, монументальном искусстве, архитектуре и литье.

7. Цвет — иллюзия, созданная и воспринимаемая глазом конкретного человека. Каждый человек видит цвет по-разному и трудно объяснить другому человеку, о каком цвете идет речь, хотя основные насыщенные цвета можно определить приблизительно словами, например, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый. И для того, чтобы увеличить достоверность и взаимопонимания, то названия многих цветов связывают с предметами и веществами. Например, кроваво-красный, лимонно-желтый, небесно-голубой, вино-красный, малиновый, горчичный, бирюзовый, сиреневый, морской волны, салатный, молочный, изумрудный, белый как снег и черный как сажа.

Единственный способ не ошибиться при коммуникации — это показать этот цвет на предмете или эталоне. Мы не должны также забывать, что около 6% мужчин и 1% женщин дальтоники, и они видят цвет по-другому. И так как цвет иллюзия и для каждого человека это иллюзия индивидуально обусловлена, то и появляются сложности с объективным определением цвета, его толкованием и интерпретацией.

8. Цвет создает для человека иллюзию пространства и формы. Мы воспринимаем формы и пространство через цвет и благодаря цвету. Даже, зная реальную форму предмета, мы воспринимаем иллюзию как реальность. Это отражено и в языке. Например, восприятие Луны: луна — полнолуние, месяц — все остальные фазы. Даже полнолуние редко воспринимаем как шар, чаще как диск. Источники света и цвета при удалении уменьшаются по площади, и их яркость падает. По этим признакам мы оцениваем пространство и расстояние. Однако разные цвета создают иллюзию близости и дальности. Даже неподвижный источник света, если будет уменьшать свою яркость, у нас возникнет иллюзия его движения и удаления от нас в пространстве. При изменении его площади, у нас может возникнуть такая же иллюзия удаления или приближения света. И тоже самое будет, если оттенок цвета плавно меняется от теплого к холодному цвету — от красного к синему. Очень яркие источники света даже при очень большом удалении сохраняют определенную минимальную площадь, теряя только в яркости. Например, звезды нам кажутся близкими и на одинаковом расстоянии. Иллюзия пространства, вызванная светом и цветом, очень часто является причиной для аварии транспорта, особенно ночью или в тумане.

Наверно, только ученый-поэт может написать в стихах очевидное, как поэт, а логичное как ученый: Открылась бездна, звезд полна. Звездам счета нет, а бездне — дна. (М. В. Ломоносов)

9. Иллюзия цвета создается и определяется реальным пространством (величины площади цвета) и временем (частотой появления светового излучения). В зависимости от величины площади цвета и величины окружающего его фона мы воспринимаем разные цвета или тональности. Цвет с большей площадью всегда повлияет на цвет с меньшей площадью, даже не только по насыщенности, но и по оттенку. Даже один и тот же цвет, имеющий разные площади, на одном и том же фоне, воспринимается по-разному. Там, где площадь меньше, насыщенность цвета меньше. Мы уже знаем, что на полиграфическом оттиске возникает иллюзия множества непрерывных переходов цветов и оттенков, хотя на самом деле в лупу мы видим точки всего четыре цвета — пурпурного, желтого, голубого и черного. Эти точки очень маленькие по площади и для невооруженного глаза остаются незаметными по отдельности. Они одинаковые по насыщенности цвета, но разные по площади и частоте расположения в плоскости. За счет этого мы видим разные цвета и оттенки. В случае если излучатель света или цвета импульсный (прерывистый), то при высокой частоте импульсов по времени, будем видеть это излучение как непрерывное. Типичным примером данной иллюзии могут служить лампы, работающие с переменным электрическим током. Только при сильном снижении частоты лампы начинают, заметно для нас мигать, хотя при частоте 50 Гц они тоже мигают, но это мигание остается незаметным для нас.

10. Адаптация меняет иллюзию пространства и цвета. Когда мы входим в темную комнату, пространство для нас уходит в бесконечность. При изменении адаптации пространство становится конечным, так как мы видим отдельные разноцветные или серые предметы и их взаимное расположение. Выход из темноты в ярко освещенное пространство до изменения адаптации, для нас пространство исчезает, сворачивается и превращается в яркое слепящее плотное окружения. И в первом и во втором случае в начале человек столбенеет и не двигается. Нет цвета, нет пространства, нет движения.

В кино мы наблюдаем обратное: из отдельных импульсов света (цвета) создаются статические срезы пространства, а мы воспринимаем иллюзию движения и пространства за реальность. Этим на заре кинематографии часто пользовались, направляя движущийся поезд на экране в зал. Люди пугались, кричали и вскакивали с мест, боясь, что поезд их задавит. Движение и пространство, хотя и иллюзорные, но воспринимаются в кино как реальность.

11. Цвет, созданный источником светового излучения, отраженный от поверхности или прошедший сквозь среды, в очень редких случаях может быть точно определен человеком. Как правило, человек видит цвет (свет), но не может определить его происхождение. Человек не может сказать, что цвет, воспринимаемый им, создан одним или несколькими источниками. Только при определенных условиях он может разделить источники или утверждать, что цвет только одного источника. Цвет на оттиске офсетной печати создается микроштрихами (растровыми точками) четырех красок разного цвета — пурпурного, голубого, желтого и черного, но, разглядывая изображение на оттиске, видим белое, серое, черное, желтое, пурпурное, голубое, зеленое, синее и красные и все их разбеленные и зачерненные оттенки. Однако если посмотрим в микроскоп или лупу на маленький участок изображения, то увидим упорядоченные или беспорядочно расположенные, даже с частичным перекрытием, маленькие пятнышки (растровые точки) одинаковый или разной площади только четырех цветов — пурпурный, голубой, желтый и черный. В местах перекрытия возникают еще четыре цвета — зеленый, синий, красный и черный. Такую же картину можем наблюдать, если даже изображение на оттиске воспринимается как однокрасочное черно-белое, если оно напечатано по CMYK-технологии, когда для печати используются кроме черной и три цветные краски — пурпурной, желтой и голубой. CMYK-технология требует специальную подготовку к печати черно-белого изображения оригинала. Хотя при этой технологии полиграфические расходы резко увеличивается, но изображение на оттиске получается сочное, с мягкими и плавными переходами серого и насыщенного черного.

Источник: Стефан Стефанов, к.т.н., профессор МосГУ, технический директор компании «Полиграфические системы — Россия»

© 2007–2009 Наиль Хамитов
Авторские права на статьи и изображения, использованные в подготовке материала, принадлежат их законным правообладателям
Hosted by uCoz