Познавательный сайт ВСЁ ПРО ЦВЕТ
Добавить в избранное | Сделать стартовой
Посвящаю моим учителям
 
Цвет по-английски: color, colour, по-немецки: Farbe, по-французски: couleur, по-итальянски: colore, по-испански: color (Яндекс.Словари).


www.yandex.ru
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Цвет в словарях

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Цвет, физ., различное число колебаний световых волн данного источника света воспринимается нашим глазом в виде определенных ощущений, которые мы называем цветовыми. Некоторые источники света испускают лучи только одинаковых колебаний и потому простого гомогенного цвета, например, пламя натрия — желтого, лития — красного, таллия — зеленого. Белый цвет солнечного луча не простой, а сложный, и призмой может быть разложен на ряд цветных полос — спектр. Белый цвет ощущается не только при одновременном проникновении в сетчатку всех лучей спектра, но и при сочетаниях в определенных количествах только красных и зеленых, или только желтых и синих или при сочетании красных, зеленых и фиолетовых. Цвета, образующие при сочетании белый цвет, назыв. взаимнодополнительными. Вообще все цвета можно составить из соответственной смеси трех основных Ц. спектра: красного, зеленого и фиолетового. Естественный Ц. тел зависит от отражения одних лучей и поглощения других лучей спектра; тело нам кажется белым, если оно одинаково хорошо отбрасывает все лучи спектра, черным — если оно совершенно поглощает все лучи; красное стекло пропускает только красные и оранжевые лучи и поглощает все другие.

Источник: Новый Диск

Реклама и полиграфия. Опыт словаря-справочника

ЦВЕТ — качество потока излучения в видимой для человека части спектра, одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как зрительное ощущение. Зрительные ощущения возникают под действием на органы зрения излучений видимого диапазона. Диапазон длины волны зрительных ощущений (Ц.) находится примерно в пределах 400—700 нм. Физические свойства излучения тесно связаны со свойствами вызываемого ими ощущения: с изменением мощности изменяется светлота, а с изменением длины волны — цветность. Характер ощущения Ц. зависит как от суммарной реакции чувствительных к Ц. рецепторов глаза (человека), так и от соотношения реакций каждого типа рецепторов. Суммарная реакция чувствительных к Ц. рецепторов глаза определяет светлоту, а соотношение ее долей — цветность (цветовой тон и насыщенность). Характеристиками Ц. являются цветовой тон, насыщенность и светлота.

Источник: Стефанов С. И.

Cловарь по естественным наукам. Глоссарий.ru

Цвет — свойство тела вызывать определённое зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Цвет — в физике — электромагнитное излучение воспринимаемое зрением. Свет разных длин волн возбуждает разные световые ощущения.

Источник: Глоссарий.ru

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений

Цвет, краска, окраска, колер, колорит, масть, шерсть.

Источник: Грамота.ru

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

ЦВЕТ м. цвета мн. род или вид краски, масть, колер. Любимый цвет мой голубой, а желтого ненавижу. Обои веселого цвета, светлые. Купчихи рядятся в яркие цвета, они скромных цветов не любят. Шелка разобраны по цветам. Лицо болезненное, зеленоватое, табачного цвета. Подошла ли ленточка под цвет платья? Этого цвету (людей, невест) много по свету.

Источник: Рубрикон

Толковый словарь русского языка Ушакова

ЦВЕТ, а, мн. ы-а;, м.

1. (цвета). Окраска. Цвет ланит ее так темен. Пушкин. Перья крыльев отливают розовым цветом. Тургенев. Носили белые галстухи и табачного цвету длиннополые сюртуки. Тургенев. Яркие цвета. Синий ц. Красный ц. 2. (цветы). То же, что цветок в 1 знач. (обл.). Кругом ни цвета, ни травы. Пушкин. Завял мой ц. Маков ц. 3. только ед. То же — в собир. знач., цветки. Спадает яблонь цвет молочный. Фофанов. Липовый ц. 4. (цветы) только мн. Употр. как мн. ч. к цветок (см. это слово). 5. перен., только ед., чего. Лучшая часть чего-н. (книжн.). Ц. нации. Ц. молодежи. Цвет Европы, паладины летели в битвах умирать. Пушкин. Здесьутонченной жизни цвет. Фет. Он пел поблеклый жизни цвет. Пушкин.

В (во) цвете чего (лет, сил и т. п.) — в периоде полного развития, расцвета чего-н. Он погиб во цвете лучших дней. Лермонтов. Увядает во цвете юности живой. Пушкин.

В цвету — в периоде цветения. Сад весь в цвету. Фет. Персики во всем цвету. Л. Толстой.

Источник: Под ред. Ушакова Д. Н., издание 1935-40 г.г

Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы»

ЦВЕТ — свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра; свойства света, проходящего через окрашенную среду, воспринимать ее окраску. Это в широком смысле слова.

В узком смысле под цветом понимают цветовой тон, определяющий своеобразие и природу каждого данного цветового оттенка.

Символика цвета основана на полярности двух групп цветов: теплого цвета, связанного с процессами ассимиляции, активности, и холодного, связанного с процессами диссимиляции, пассивности — так определяют цветовую символику специалисты. К первой группе они относят цвета: оранжевый, красный, белый и желтый; ко второй группе — голубой, черный, фиолетовый и синий.

Цветовая символика используется в богослужении и алхимии. Каждой из сфер человеческой деятельности присущи свои цвета, которые, по сути дела, характеризуют и очерчивают ту область, в которой и прикладывают свои усилия и священники, и алхимики, и многие другие.

Порой даже в цветах одежды подчеркивается принадлежность к той или иной профессиональной группе. Сам род деятельности накладывает отпечаток на подбор цвета: профессии гармонируют только с определенными цветами, благодаря цвету подчеркивается взаимосвязь, например между лесником или военным, с той сферой — природной или человеческой, — в которой они вращаются.

Символика определяется аналогией между интенсивностью цвета — цветовым тоном, определяемым его местом между черным и белым на цветовой шкале, и символикой уровня, — данная констатация требует серьезного объяснения. Здесь речь идет о соотношении одних цветов с различными категориями эмоций — от простых до самых сложных. Например: зеленый — подавление, эгоизм, депрессия, инертность, т. е. все, что увязывают с увяданием живого; фиолетовый — ностальгия и память; желтый — атрибут солнца, великодушия, интуиции и интеллекта; оранжевый — гордость и амбиции; красный — страсть, чувственность, внутренние силы; пурпурный — духовность и величие.

Праздники и траур также окрашиваются в разные цвета, причем цвета траура неодинаковы в различных странах. В России — зеленый, на островах Полинезии — яркие (красный, желтый) цвета, в Европе — красный, на Востоке — белый.

Алхимический подход к понимаю цвета связан с символом духовного развития. Цветовые ряды свидетельствуют о духовном восхождении — о переходе от одного качества в другое, от одного цвета к другому, с возможностью через цветовую комбинацию выстроить лесенку интеллектуальной эволюции. Восходящая духовная последовательность имеет свой цветовой ряд — зеленый — белый — красный, выражающий веру, надежду и любовь.

Принцип цветового дуализма лежит в основе многих символов. Но главные заключены в сочетании белого и черного. еще со средневековых времен черный цвет означал грехопадение, белый — чистоту. Добавленный к этой паре красный символизировал любовь и милосердие.

Лилия и роза (белое и красное) — мистические символы. Эти цвета обозначают еще и взаимоотношения мужского и женского.

В алхимии своя классификация цвета, имеющая следующую последовательность: желтый, голубой, зеленый, черный, белый, красный, золотой. Цветовой гамме предписано радовать глаз, давать возможность отвлекать человека от повседневных забот и тревог, приближать его к миру прекрасного, к природной первооснове. Это уже символы скорее социального и психологического ряда, однако без них не обходится ни одно общество, ни одна цивилизация.

История древнейших государств подтверждает наши гипотезы: в Египте стремились к удачному сочетанию цветов во внутренней отделке домов, считая, что тем самым создаются условия для более продолжительной жизни, сохранения здоровья и душевного покоя. Именно на цвет одеяния Будды обращали внимание его ученики, последователи и неофиты. Белый цвет свидетельствовал о спокойствии самого Будды, об умиротворении, которое окружало его имя. В Риме превалировал красный цвет, напоминавший обывателю о победах в военных баталиях, которыми была богата его история.

Цвет, таким образом, превращался в неизменный атрибут всей человеческой жизни — от рождения до самой смерти, когда на могилу умершего возлагают яркие цветы.

Источник: Автор-составитель Телицын В. Л. (Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Демонология эпохи Возрождения (XVI—XVII вв.). М., 1995)

© 2007–2009 Наиль Хамитов
Авторские права на статьи и изображения, использованные в подготовке материала, принадлежат их законным правообладателям
Hosted by uCoz